24 мая эльфы совершили путешествие
на таинственные остров Коневец.
Валаамский двойник
остров». До 14-го века карелы использовали эту территорию для выпаса лошадей.
Коневец значительно меньше Валаама, он тянется всего на 5 км в длину и на 2 в ширину. Климат здесь суровый: зима длится почти пять месяцев, да и лето не радует тёплом. Температура воздуха редко поднимается выше 20°С. В наше время Коневец прославился благодаря Коневскому Рождество-Богородичному монастырю.
Большая история маленького острова
Своё название остров получил по огромному валуну — Конь-камню, одной из местных достопримечательностей. По некоторым сведениям, в этих местах до 14-го века проводились тайные языческие обряды, и этот мегалит был местом — жертвоприношений язычников. В определённые дни на остров отправлялись ладьи со жрецами, которые приносили в жертву языческим богам коня. В 1393 году новгородский монах Арсений возвращался с Афона на землю Русскую, намереваясь поселиться на одном из островов Ладожского озера. Заставшая его в пути буря прибила лодку к Коневцу. Несколько раз Арсений пытался отчалить от острова и продолжить свой путь, но волны снова и снова возвращали его обратно. Он понял, что это не случайно, и решил остаться. На берегу Арсений встретил рыбака, от которого и узнал о жертвоприношениях.
В то время Коневец был почти безлюден. Люди боялись там жить, считалось, что в огромном валуне, названном Конь-камнем, обитали духи. Впечатления Арсения от увиденного были довольно мрачные: «Пуще дремучего леса ужасом бесовским окружённый». Он взял образ Богородицы, принесённый им с Афона, и совершил вокруг Конь-камня крёстный ход, а затем окропил валун святой водой. Согласно житию святого Арсения, после этого обряда духи вышли из камня, превратились в чёрных воронов и улетели прочь, к противоположному берегу Ладожского озера, к Чёртовой бухте, где бросились в воду. В наши дни эта бухта называется Владимирской.
Именно тогда вместе с бесами с острова исчезли и змеи, которых там нет до сих пор. Впрочем, существует и более реальная версия исчезновения змей на Коневце. На острове в советское время исследовали различные радиоактивные вещества и испытывали действие этих веществ на животных. А потом всё оставшееся от таких экспериментов тут же и закапывали.
Православные монахи, поселившиеся на Коневце, возвели на вершине камня деревянную часовню. Однако точную дату строительства первой часовни учёным установить не удалось. Известно только, что, поскольку остров подвергался неоднократным нападениям и разорениям со стороны шведов, она отстраивалась заново в 1815 и в 1895 годах.
Арсений Коневский основал на острове православный мужской монастырь, в соборе которого хранилась уникальная святыня, привезённая им с горы Афон, — чудотворная икона Божьей Матери, аналогов которой в мире не существует. На ней изображена Богородица с Младенцем, играющим с птенцом голубя, символизирующим духовную чистоту. К сожалению, первыемонастырские строения не сохранились до наших дней: в результате всё тех же вторжений шведской армии они были разграблены и разрушены. Только в конце Северной войны, после того как остров стал владением России, монастырь начал отстраиваться заново. Но длилось это недолго. После революции, забрав с собой главную святыню собора, монахи бежали в Финляндию, где она и хранится сейчас в Ново-Валаамском монастыре. А после Второй мировой войны Коневец и вовсе исчез с карт, так как на нём воцарилась власть военных.
После распада СССР, в 1991 году, Коневецкая обитель стала одним из первых монастырей, которые было решено вернутьРусской православной церкви. В ноябре 1991 года были обретены мощи преподобного Арсения, скрытые от шведов в 1573 году. Двадцать монахов вернулись на Коневец и начали восстанавливать монастырь. Кроме доходов от своего натурального хозяйства, в наше время они получают приличную помощь извне. Монахи сами пекут хлеб, изготавливают сыр, у них есть огород и немного домашнего скота. Отопление на острове по-прежнему осуществляется дровами,а передвижение — на санях. Электричество имеется только в доме, оставленном военными, да и то автономное. К 2004 году монастырь в основном восстановили.
В Коневецком монастыре Рождества Богородицы на протяжении 600-летней истории жили много известных иноков. Например, выходец из Монахова рва Адриан, основавший на Коневце Казанский скит, и его ученик Зосима, в честь которого Достоевский назвал своего старца из «Братьев Карамазовых». На Коневце жил и старец Исайя, который потом ушёл восстанавливать Важеозёрскую пустынь. Это были люди, поднявшие русский пустыннический дух в начале 19-го века.
В то время Коневец был почти безлюден. Люди боялись там жить, считалось, что в огромном валуне, названном Конь-камнем, обитали духи. Впечатления Арсения от увиденного были довольно мрачные: «Пуще дремучего леса ужасом бесовским окружённый». Он взял образ Богородицы, принесённый им с Афона, и совершил вокруг Конь-камня крёстный ход, а затем окропил валун святой водой. Согласно житию святого Арсения, после этого обряда духи вышли из камня, превратились в чёрных воронов и улетели прочь, к противоположному берегу Ладожского озера, к Чёртовой бухте, где бросились в воду. В наши дни эта бухта называется Владимирской.
Именно тогда вместе с бесами с острова исчезли и змеи, которых там нет до сих пор. Впрочем, существует и более реальная версия исчезновения змей на Коневце. На острове в советское время исследовали различные радиоактивные вещества и испытывали действие этих веществ на животных. А потом всё оставшееся от таких экспериментов тут же и закапывали.
Православные монахи, поселившиеся на Коневце, возвели на вершине камня деревянную часовню. Однако точную дату строительства первой часовни учёным установить не удалось. Известно только, что, поскольку остров подвергался неоднократным нападениям и разорениям со стороны шведов, она отстраивалась заново в 1815 и в 1895 годах.
Арсений Коневский основал на острове православный мужской монастырь, в соборе которого хранилась уникальная святыня, привезённая им с горы Афон, — чудотворная икона Божьей Матери, аналогов которой в мире не существует. На ней изображена Богородица с Младенцем, играющим с птенцом голубя, символизирующим духовную чистоту. К сожалению, первыемонастырские строения не сохранились до наших дней: в результате всё тех же вторжений шведской армии они были разграблены и разрушены. Только в конце Северной войны, после того как остров стал владением России, монастырь начал отстраиваться заново. Но длилось это недолго. После революции, забрав с собой главную святыню собора, монахи бежали в Финляндию, где она и хранится сейчас в Ново-Валаамском монастыре. А после Второй мировой войны Коневец и вовсе исчез с карт, так как на нём воцарилась власть военных.
После распада СССР, в 1991 году, Коневецкая обитель стала одним из первых монастырей, которые было решено вернутьРусской православной церкви. В ноябре 1991 года были обретены мощи преподобного Арсения, скрытые от шведов в 1573 году. Двадцать монахов вернулись на Коневец и начали восстанавливать монастырь. Кроме доходов от своего натурального хозяйства, в наше время они получают приличную помощь извне. Монахи сами пекут хлеб, изготавливают сыр, у них есть огород и немного домашнего скота. Отопление на острове по-прежнему осуществляется дровами,а передвижение — на санях. Электричество имеется только в доме, оставленном военными, да и то автономное. К 2004 году монастырь в основном восстановили.
В Коневецком монастыре Рождества Богородицы на протяжении 600-летней истории жили много известных иноков. Например, выходец из Монахова рва Адриан, основавший на Коневце Казанский скит, и его ученик Зосима, в честь которого Достоевский назвал своего старца из «Братьев Карамазовых». На Коневце жил и старец Исайя, который потом ушёл восстанавливать Важеозёрскую пустынь. Это были люди, поднявшие русский пустыннический дух в начале 19-го века.
Места силы
Есть на острове ещё одно интересное место — Змеиная гора. В христианские времена оно приобрело дурную славу, в основном из-за названия. В древности Змеиная гора служила местом уединения и размышления. Возможно, поэтому она была выбрана для постройки скитов православными старцами Зосимой и Василиском в конце 18-го века. Удивительно другое: на Змеиной горе не осталось ничего от келий пустынников, только крест, установленный уже в наше время. У Змеиной горы (змей давно нет, а название сохранилось) интересная энергетика — спокойствие, умиротворение, созерцательность.
Остров Коневец поможет тем, кто потерял жизненные ориентиры, запутался в проблемах, устал от суеты. Но, чтобы в полной мере почувствовать энергетику древнего острова, лучше отправиться туда в одиночестве, подойти к Конь-камню, дотронуться до его шершавого бока.
Дорога к храму
Ближайший к Коневцу город Приозерск находится от острова в 40 км, если говорить о водном пути. А вот до Санкт-Петербурга водный путь совсем не близкий, около 170 км. Попасть на остров можно в период летней навигации на туристических теплоходах. Есть ещё один вариант. Сначала надо доехать на пригородной питерской электричке или автобусе до посёлка Сосново (Приозерское направление), затем — на рейсовых автобусах до посёлка Владимировка. Отсюда придётся добираться до острова на частном катере (если ещё не встал лёд), а позже можно дойти по льду пешком, это около 5 км.
Лучше не приезжать на Коневец поздней осенью: навигация уже закончилась, а лёд недостаточно крепок, чтобы можно было по нему безопасно перемещаться. Остановиться на острове на ночлег можно тоже по-разному: в палатке, поставленной вами в лесу, в монастыре или в небольшой монастырской гостинице для паломников.
Лучше не приезжать на Коневец поздней осенью: навигация уже закончилась, а лёд недостаточно крепок, чтобы можно было по нему безопасно перемещаться. Остановиться на острове на ночлег можно тоже по-разному: в палатке, поставленной вами в лесу, в монастыре или в небольшой монастырской гостинице для паломников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий